Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся.
1. Оценка качества учебно-методического обеспечения.
Наличие оснащенных специализированных кабинетов, спортивных залов, мастерских.
1.1. Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов и специализированных помещений
Название кабинета | Количество | Оснащенность |
Кабинеты начальной школы | 10 | 90% |
Русского языка и литературы | 5 | 100% |
Математики | 3 | 100% |
Информатики | 1 | 90% |
Биологии | 1 | 100% |
Химии | 1 | 100% |
Географии | 1 | 100% |
Физики | 1 | 100% |
Истории | 3 | 100% |
ОБЖ | 1 | 100% |
Музыки | 1 | 100% |
ИЗО | 1 | 100% |
Иностранного языка | 4 | 100% |
Технологии | 2 | 100% |
Кабинет психолога | 1 | 100% |
Столовая | 1 | 100% |
Общещитие - отсутствует
1.2. Объекты для проведения практических занятий
Название | Количество | Оснащенность |
Актовый зал | 1 | 100% |
Конференц-зал | 1 | 100% |
Спортивный зал | 1 | 100% |
Спортивная площадка | 2 | 100% |
Хореографический зал | 1 | 100% |
Мастерские | 2 | 90% |
Компьютерне классы | 1 | 100% |
Библиотека/читальный зал | 1/1 | 100% |
Тренажерный зал | 1 | 100% |
Бассейн | нет | - |
1.3. Материально-техническая база.
Наименование аппаратуры | Количество |
Ноутбук | 21 (16 используется на ГИА) |
Нетбук | 45 |
Компьютер (стационарный) | 80 (24 используется на ГИА) |
Многофункциональное устройство | 43 |
Факс | 2 |
Принтер | 25 (20 используется на ГИА) |
Мультимедийные проекторы | 36 |
Интерактивные доски | 27 |
Лаборатория «Архимед» | 1 |
Комплект лабораторного оборудования для начальных классов | 5 |
Теллурий | 1 |
Лего-робот | 2 |
Интерактивные пособия по географии | комплект |
Оборудование кабинета биологии | комплект |
Оборудование кабинета физики | комплект |
Оборудование кабинета химии | комплект |
Электронный тир | 1 |
Телевизор | 4 |
DVD-плеер | 1 |
Музыкальный центр | 2 |
Аудиомагнитофон | 2 |
Цифровая фотокамера | 2 |
Выход в Интернет (количество кабинетов) | 25 |
Сервер | 1 |
Портативный компьютерный класс | 3 |
Информационный киоск | 1 |
Информационное табло | 1 |
Документ-камера | 10 |
Система контроля знаний | 9 |
Телесуфлер | 1 |
1.4. Информационно-телекоммуникационные сети/ Электронные образовательные ресурсы
Наименование провайдера | |
ПАО "Вымпелком" (опто-волоконная-линия) | 8 МБит/сек |
Выход в интернет | 37 кабинетов |
Электронные образовательные ресурсы | |
Медиатека | 1 комплект |
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru/ | |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/ | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru/ | |
Медиатека образовательных ресурсов — http://store.temocenter.ru/
|
2. Оценка качества библиотечно-информационного обеспечения.
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы является совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением является самой эффективной моделью по соотношению средств необходимых на ее реализацию и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе.
Анализируя процесс внедрения информационных технологий в процесс управления в школе можно констатировать, что он объективно проходил в несколько этапов:
- Использование программных средств для оформления приказов и ведения школьной документации;
- Применение администрацией школы программ справочного характера;
- Создание АРМов (автоматизированных рабочих мест сотрудников администрации школы)
- Внедрение программного комплекса для автоматизации системы управления школой.
- Формирование информационно-педагогического пространства образовательного учреждения.
- Реализация проекта «Электронная школа»
На сегодня в МБОУ СОШ №5 г. Пятигорска завершается пятый этап и готовится реализация проекта «Электронная школа». В школе на основе освоения программ, разработанных ИВЦ «Аверс»: «Директор», «АВЕРС ОУ зачисление» «Электронный журнал» внедрен программный комплекс, работающий на основе единой базы данных. Данный комплекс позволяет не только формировать банк данных учащихся и учителей, их достижений и всевозможных показателей степени обученности и качества знаний, но и проводить аналитическую обработку информации. Программный комплекс позволяет осуществлять выборку данных, как по конкретному ребенку, так и по их различным объединениям (классам, группам) и тем самым оперативно получать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике образовательного процесса.
Система позволяет автоматически рассчитывать и использовать обобщенные показатели успеваемости, степени обученности, качество знаний, получать статистику отметок (по классам, параллелям, ученикам, предметам, преподавателям, отчетным периодам) для формирования таблиц и диаграмм.
Такой интегрированный банк данных позволяет решать задачи оценки качества образования, осуществлять мониторинг образовательной деятельности, проводить объективный анализ состояния образовательного процесса в школе, получать достоверную информацию о полученном уровне образования и, что самое главное, о результатах учебной деятельности каждого участника образовательного процесса. Проблема не в том, в каком виде эта информация представлена: в бумажном или электронном, а в том, каким образом она рассчитывается и сколько времени тратит администратор на расчеты. При использовании АИАС все вычислительные операции автоматизированы и возможность ошибок практически исключена.
В целях открытости образовательного пространства на школьном сайте имеются открытые данные, разработан сервис «Электронная очередь» и «Электронный классный журнал» с функцией смс оповещения родителей об успеваемости учащихся.
За истекший период созданы условия для развития материальной базы: На сегодняшний день школа достаточно оснащена компьютерной и мультимедийной техникой, электронными образовательными ресурсами для осуществления образовательного процесса. На 100 учащихся приходится 5 компьютеров.
Планируется дальнейшее совершенствование сайта школы, совершенствование работы по программе «Электронный дневник», «Классный журнал в электронном варианте», организация образовательного процесса по всем предметам с использованием информационно-коммуникативных технологий, взаимодействие с родителями по сети Интернет. Создание глобальной внутришкольной системы смс оповещения посредством интернет-сервисов и специализированных программ.
Фонд школьной библиотеки составляет: художественно - познавательная литература - 7790 экземпляров, справочной и методической литературы - 1006 экземпляров, учебной литературы - 15528 экземпляров. Используемые в образовательном процессе учебно–методические комплекты соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 450 дисков. Таким образом, книжный фонд составляет в среднем 22 книги на одного учащегося, а учебно-методической литературы – 15 единиц на человека.
На начало учебного года 98% учащихся обеспеченны учебниками из фонда библиотеки, в среднем по 13 учебников на учащегося. В библиотеке имеется 1 компьютер.
3. Оценка качества материально-технической базы.
Для организации образовательного процесса в школе имеются 36 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, актовый зал, учебные мастерские для мальчиков и для девочек, два медицинских кабинета, один стоматологический кабинет, столовая.
Все учебные помещения имеют необходимую мебель, технические средства обучения, оборудование, видео - и аудио технику, что соответствует требованиям нормативных документов санитарного законодательства к деятельности образовательных учреждений. Уровень оснащённости учебных помещений позволяют организовать образовательный процесс по всем дисциплинам заявленных основных общеобразовательных программ.
В 2011 году получены кабинеты физики, химии, биологии.
В 2012 году - 4 комплекта кабинетов начальных классов, кабинет географии.
В рамках модернизации в МБОУ СОШ № 5 им.А.М.Дубинного приобретено:
- оборудование для реализации ФГОС в начальной школе - 6 комплектов;
- учебное оборудование для кабинета ОБЖ - 16 единиц;
- учебное оборудование для кабинета начальных классов - 27 единиц;
- медиатека - 1 ед.;
- спортивное оборудование - 59 единиц;
- технологическое оборудование для столовой - 13 единиц;
- оборудование для медицинского кабинета - 23 единиц.
Все эти кабинеты оснащены новейшим мультимедийным оборудованием.
Данное оборудование регулярно используется в образовательном процессе, согласно рабочим программам, и во внеурочной деятельности.
АРМ учителя обеспечивает взаимодействие в общей сети школы. Здесь в электронном виде хранится и визуализируется информация о результатах образовательной деятельности учащихся, электронный журнал, банки данных, формируется Портфолио учащегося и учителя, осуществляется мониторинг качества и обученности.
Интерактивные доски в начальной школе используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности отображая цифровые образовательные ресурсы, а также служат экраном для переноса различной информации, в том числе познавательных презентаций, карт, схем, рисунков, сохранять изображения в виде файла и т.д. Данный вид деятельности обеспечивает выработку универсальных способов действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, включая планирование, контроль и коррекцию.
Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся, достижению метапредметных результатов, что является основной задачей ФГОС нового поколения.
Современное оборудование активно используется также в основной и старшей школе. Так, например, оборудование кабинета физики (2011 г.) позволяет в полной мере реализовать практическую и лабораторную часть образовательной программы по данному предмету, способствует развитию интереса к предмету, формированию необходимых компетенций учащихся.
Заслуживает особого внимания новейшее оборудование кабинетов географии, биологии и химии, полученное в 2011 году. Комплекс оборудования обеспечивает возможность функционирования соответствующей требованиям ФГОС и госстандарта информационно-образовательной среды школы.
Для применения на уроках географии получена метеостанция для изучения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра. Приемник GPS позволяет учителю и ученику определить свое положение на местности, вести топосъемку, создавать собственные цифровые карты. Использование на уроках цифровых географических карт «Живая география» дает возможность получить, помимо общегеографической справочной информации, сведения о рельефе, недрах, климате, флоре и фауне, населении и его хозяйственной деятельности. Особым интересом у учащихся пользуются космические снимки территории России с реальным видом поверхности планеты. Программная оболочка АРМ учителя содержит школьную геоинформационную систему «Живая География 2.0. Школьная геоинформационная система. ГИС – оболочка». Наряду с цифровым образовательными ресурсами на уроках географии широко используется комплект учебно-наглядных моделей «Круговорот воды в природы», «Сдвиги земной коры», «Строение вулкана», «Строение Земли», «Строение земных складок и эволюция рельефа». Эти ресурсы полностью обеспечивают практическую часть госстандарта по географии.
Комплект новых учебно-наглядных пособий по биологии облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в науку, создать иллюзию присутствия при экспериментах и опытах, содействует становлению объемных и ярких представлений о биологии. Причем учителя используют не только иллюстративный и схематичный методы, но и интерактивный, провоцирующий ребят на размышление, поиск, дискуссию. Этому способствуют комплекты лабораторного оборудования по изучению тем «Органы чувств. Анализаторы», «Типы почв и растений», «Как работает наш организм». Контроль осуществляется с помощью интерактивных пособий с тестовыми заданиями для 6 класса - «Растения. Грибы. Бактерии», «Общее знакомство с цветковыми растениями»; для 7 класса - «Животные», «Клеточное строение», «Вещества растений»; для 8 - 9 классов - «Человек», «Строение тела человека»; для 10 – 11 классов - «Эволюционное учение», «Введение в экологию». АРМ учителя полностью снабжено программным обеспечением, в том числе и для проведения экспериментов, опытов, тестирования, иллюстративно-наглядным материалом. Учитель имеет возможность работы в локальных и глобальных сетях и проводить анализ данных. Вышеперечисленные ресурсы обеспечивают в полном объеме практическую часть госстандарта по биологии.
Под постоянным контролем администрации находится вопрос по обеспечению безопасности образовательного процесса. Учреждение укомплектовано огнетушителями в достаточном количестве, запасные выходы поддерживаются в состоянии противопожарной безопасности. В соответствии с планом работы проводится обучение по противопожарной безопасности, действиям в чрезвычайных обстоятельствах, в стихийных бедствиях личного состава: педагогов, учеников, обслуживающего персонала.
По плану проводится производственный контроль. Проведена аттестация рабочих мест. Установлены противопожарная сигнализация, тревожная кнопка, видеонаблюдение.
Проведены контрольные испытания электрооборудования.
Соблюдаются требования техники безопасности к используемым помещениям, оборудованию, инвентарю.
В кабинетах на стендах имеются инструкции по охране труда и технике безопасности.