О планируемых 8-х классах
Информация о планируемых 8-х классах с углубленным изучением отдельных предметов в 2022-2023 учебном году
Класс | Предмет углубленного изучения | |
8А | Математика | |
8Б | Биология Химия | |
8В | Русский язык | |
8Г | Общеобразовательный |
Информация о планируемых 8-х классах с углубленным изучением отдельных предметов в 2022-2023 учебном году
Класс | Предмет углубленного изучения | |
8А | Математика | |
8Б | Биология Химия | |
8В | Русский язык | |
8Г | Общеобразовательный |
ОДНКНР
Реализация предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
в МБОУ СОШ № 5 им.А.М.Дубинного
Образовательная организация реализует учебный курс ОДНКНР в 5-7 классах через интеграцию с учебными предметами: литература, русский язык, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство.
Интеграция отражена в рабочих программах по учебным предметам. Количество часов -17 часов в год.
Содержание учебных предметов
(в соответствии с ООП ООО), допускающее интеграцию с предметной областью «ОДНКНР»
Русский язык. 5-7 класс
Краткое содержание в предметной области
Родной язык. Понятие о литературном языке. Общенародный русский язык.
Лексическое богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Наши эмоции и их отражение в предложении. Сообщение, вопрос, побуждение к действию: как они выражаются в предложении? Предложения с прямой речью. Диалог. Текст. Тема и основная мысль текста. Типы речи.
Язык и культура. Культура речи. Речевой этикет. Формы обращения.
В процессе изучения предмета «Русский язык» реализуются следующие задачи ООП ООО:
1) формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
2) овладение принципами нормативного использования языковых средств.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «Русский язык»
При реализации предметной области ОДНКНР через учебный предмет «Русский язык» духовно-нравственный компонент связан, прежде всего, с понятием о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Интеграция направлена на развитие и совершенствование культуроведческой компетенции, в частности, осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Реализация предметной области ОДНКНР возможна также на любом уроке через подбор текстов необходимой тематики.
В процессе изучения предмета «Русский язык» при интеграции с ОДНКНР создаются условия (в соответствии с ООП ООО): для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования; для формирования основ гражданской идентичности учащихся; для включения учащихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; для формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности; для овладения учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Литература. 5-7 класс
Краткое содержание в предметной области
Фольклор – хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Противопоставление мечты и действительности, борьба добра и зла в сказках. Античная мифология. Древнерусская литература. Сказание о Пете и Февронии. Святые Земли русской.
Добро и зло в человеке и мире (А.С. Пушкин «Анчар», Х.-К. Андерсен «Снежная королева» и др.).
Дружба и взаимовыручка – необходимые качества для победы над силами зла (М. Твен «Приключения Тома Сойера», народные и литературные сказки и др.).
Тема становления человеческого характера (Дж. Лондон «Сказание о Кише» и др.).
Воля и труд (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети и др.). Человек в необычной ситуации (А.С. Грин «Зелѐная лампа).
Человек и война (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «Литература»
Интеграция литературы и ОДНКНР в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения следующих целей:
передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности; возможность эстетического и этического самоопределения; формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре); развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; развитие потребности в осмыслении прочитанного; формирование художественного вкуса.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
История
Краткое содержание в предметной области
Образование государства Русь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII вв. Русская церковь. Духовенство. Культурное пространство.
Русь в культурном контексте Евразии.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы.
«Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская.
Русь в середине XII – начале XIIIвв.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Русские земли в середине XIII–XIVвв.
Александр Невский. Дмитрий Донской. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII– XVвв.
Золотая орда. Принятие ислама. Культурное пространство.
Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XVвеке.
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III.
Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство.
Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVIвеке.
Государство и церковь. Стоглавый собор. Духовенство. Сосуществование
религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. Учреждение патриаршества.
Смута в России.
Оборона Троице-Сергиева монастыря. Патриарх Гермоген. Россия в XVII веке.
Роль патриарха Филарета в управлении государством. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества.
Культурное пространство. Религия и суеверия.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло- Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой.
Россия в конце XVII– начале XVIII вв.: от царства к империи. Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий. Россия в 1760–1790 гг. Правление Екатерины II и Павла I.
Секуляризация церковных земель. Укрепление начал веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Российская империя в XIX – начале XXвв.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность».
Пространство империи: этнокультурный облик страны. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов.
Этнокультурный облик империи. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Взаимодействие национальных культур и народов.
Кризис империи в начале ХХ века. Распространение светской этики и культуры.
Региональный компонент.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «История»
Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Обществознание
Краткое содержание в предметной области
Человек. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Нужны ли сегодня рыцари. Социальные роли. Человек и общество. Религия и человек.
Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Р. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Труд. Содержание и сложность труда. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина. Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Региональный компонент.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «Обществознание»
Для духовно-нравственного развития учащихся необходимо формировать устойчивый интерес к истории своего народа, к устройству общества и государства, что реализуется через углубление тематики, связанной с различными сферами жизни любого народа.
Музыка
Краткое содержание в предметной области
Народные песни. Красота души народа в его песнях. Исторические песни. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX–ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Духовная музыка русских композиторов.
Региональный компонент.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «Музыка»
Для духовно-нравственного развития учащихся необходимо формировать устойчивый интерес к музыке своего народа, что реализуется через углубление тематики, связанной с духовной традицией.
ИЗО
Краткое содержание в предметной области
Древние образы в народной жизни. Народные промыслы. Народное декоративно-прикладное искусство. Народные праздники и традиции. Изобразительное искусство и архитектура России XI–XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Региональный компонент.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «ИЗО»
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. Поэтому ее интеграция с содержанием предметной области ОДНКНР имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания учащихся.
_________________________________________________________________
С уважением, администрация
ДОКУМЕНТЫ ПО ОДНКНР: